Скидка 5% на шины китайских брендов

Сравнительный тест новой летней и изношенной зимней резины от Moottori

Эксперты финского издания Moottori провели сравнительные тесты изношенной зимней и новой летней резины. По финским законам зимнюю резину можно использовать с ноября по март. Что касается требований к глубине зимнего протектора, допускается толщина от 5 мм. Для летней резины рекомендуют глубину протектора в 1,6 мм при движении по сухой дороге и 4 мм — по мокрой.

Источник изображения

За движение на шипованных шинах штрафы начинают выписывать после 1 мая. На «фрикционках» можно ездить круглый год: в законодательстве нет чёткого запрета на их использование в тёплый период. Некоторые водители пользуются этой лазейкой и ездят на нешипованных шинах летом. Потому редакция Moottori решила протестировать безопасность такого движения и сравнить качество управления автомобилем на изношенных «фрикционках» и новых летних шинах.

Для теста взяли изношенную нешипованную Hankook Winter i*cept IZ2 с глубиной протектора 4 мм на передней оси и 5 мм на задней. Шину произвели в июне 2018 года. Её сравнивали с Nokian Hakka Blue 3 2023 года выпуска с протектором 8 мм глубиной. Размерность шин — 205/55 R16.

Испытания на мокрой дороге

Во время дождя для шины важно сохранять достаточную площадь пятна контакта. Этот показатель сокращается при увеличении скорости и износа протектора. Канавки стираются, становятся мелкими, протектор уже не может оперативно отводить воду из пятна контакта. По этой причине аквапланирование у изношенных шин наблюдается на меньшей скорости, даже если они в нормальном состоянии.

Есть большая разница и в езде по лужам на зимней и на летней резине, даже на новой. Зимние модели разрабатывают для эксплуатации при минусовых температурах: они ориентированы на снежную кашу. Летние же используют при температуре от +10°C.

Первый тест — продольное аквапланирование. Его проводили при +16°C. Машина ехала продольно по дороге, колёса с одной стороны находились на водяной плёнке толщиной 9 мм. Для определения продольного аквапланирования вычисляли скорость, на которой колёса на сухом боку превышали обороты вращения на мокрой стороне на 15%.

Ничего удивительного в результатах теста не оказалось. Новые летние шины отрывались от асфальта на 80,5 км/ч, а изношенные зимние показали аквапланирование на 58 км/ч. Разница в скорости и так значительная, а если ещё учитывать, что «фрикционка» развивает скольжение неравномерно, теряет связь с дорожным покрытием внезапно, то можно оценить, насколько небезопасно ездить на ней летом в дождь. 

Летняя шина тоже теряет сцепление с дорогой, но на скорости выше, к тому же развивает аквапланирование равномерно: водитель может контролировать автомобиль, скольжение колёс по воде.

Торможение на лужах

Если вам кажется большой разница результатов в измерении аквапланирования на мокром асфальте, то посмотрите на результаты торможения. Здесь разницу можно назвать катастрофической. 

Для замеров автомобиль тормозили на лужах со скорости 100 км/ч до полной остановки. У новой летней резины тормозной путь был 39,9 м, а у изношенной зимней — 70,6 м. То есть там, где на летней резине автомобиль уже затормозил, на зимней он ещё ехал со скоростью 74 км/ч.

Испытания проводили при температуре воздуха +16°C, результаты высчитывали как среднее арифметическое всех заездов. 

Эксперты отметили, что даже без оценки замеров измерительных приборов разница очень заметна уже с пассажирского сидения. На зимних шинах нет даже начального тормозного импульса, который вжимает тело в ремень безопасности. Автомобиль продолжает скольжение по лужам и замедляется очень неохотно. 

Манёвренность во время движения тоже очень отличается. На новых Nokian траектория при торможении поддавалась корректировке. На изношенных зимних шинах работа рулём мало сказывалась на манёвренности.

Торможение на сухой дороге

Здесь результаты уже интереснее. Летняя шина остановилась за 37,2 м со скорости 100 км/ч: таким образом, её тормозной путь короче на 2,8 м, чем в тесте на лужах. Изношенная «фрикционка» остановила автомобиль с тормозным путём 45,3 м. 

Но разница между комплектами шин всё же большая: летняя шина показала безопасное торможение, в отличие от зимней.

Результаты теста рассчитывали так же, как на мокрой дороге: торможение со скорости 100 км/ч до полной остановки. Результат — среднее арифметическое нескольких заездов. Тестирование проводили при температуре +16°C.

Устойчивость на сухой дороге

Летние шины по сухой асфальтированной дороге прошли очень уверенно. На руль реагировали информативно и быстро, независимо от скорости. Машина сохраняла стабильность в затяжных поворотах, в том числе держалась за асфальт в тесте на уклонение от препятствия. К задней оси тоже нет нареканий: она сохранила стабильность и вышла из заноса на скорости 135 км/ч.

Что касается зимней изношенной шины, то на небольшой скорости и без резких манёвров она просто «прилипала» к асфальту и создавала иллюзорное чувство безопасности. Реакция руля была несколько замедленной: были потери в точности, но движение по прямой довольно комфортное.

Все недостатки зимней шины проявлялись при возникновении экстренных ситуаций. Первая проблема была при резкой смене полосы движения. Летняя шина в этой ситуации реагировала на руль без задержек и сразу проводила нужный манёвр, даже на лужах крепко цеплялась за асфальт и проявляла сбалансированные характеристики. При превышении скорости в повороте шина показывала недостаточную проворачиваемость, но делала это очень медленно и предсказуемо: так, чтобы водитель смог снизить скорость или распрямить траекторию движения, при этом не потерять контроль над автомобилем.

Управляемость на лужах измеряли при температуре воздуха +17°C. Оценивали время прохождения гоночной трассы. Проблемы с управляемостью высчитывали без учёта времени прохождения трассы. Для этого автомобиль намеренно доводили до предела, на котором теряется сцепление шин с дорогой.

Изношенная зимняя шина повела себя совсем по-другому. Если немного превысить скорость или провести резкий поворот колёс, она внезапно теряла сцепление с асфальтом, одновременно наблюдалась незначительная проворачиваемость. Даже после корректировки траектории рулём передние колёса не сразу начинали цепляться за асфальт. Автомобиль буквально становился неуправляемым в этот момент.

Итоги теста

Изношенная зимняя резина показала себя гораздо хуже, чем ожидали эксперты. Они предполагали, что «фрикционка» не отстанет от летней шины на сухой дороге, а разрыв на мокрой будет совсем небольшим. Но разница в показателях оказалась огромной, что стало неприятным сюрпризом.

Итог эксперты смогли подвести только один: на изношенной зимней резине нельзя передвигаться летом, это просто небезопасно. Особенно опасно двигаться со скоростью более 80 км/ч. 

Управляемость, устойчивость и торможение на мокрой дороге не выдерживают критики. Эксперты издания Moottori рекомендуют не экономить на шинах и вовремя менять зимнюю резину на летнюю при повышении температуры.